Л.Рон Хаббард

profile-LRH_ru«Первый принцип моей философии, — писал Л. Рон Хаббард, — состоит в том, что мудрость предназначена для каждого, кто пожелает протянуть к ней руку. Она в равной степени является служанкой простолюдина и короля, и к ней ни в коем случае не следует относиться с благоговением». Он добавлял также, что философия должна быть применимой на практике, поскольку «знания, запертые в покрытых плесенью книгах, мало полезны кому-либо, и, следовательно, они ничего не стоят, если ими нельзя воспользоваться». И наконец, он говорил, что философия только тогда имеет ценность, когда она истинна и приносит результаты, установив тем самым критерии для Дианетики и Саентологии.

Можно почти бесконечно рассказывать о том, как Л. Рон Хаббард пришёл к своим открытиям. Всё началось в первых десятилетиях XX века дружбой с индейцами племени черноногих, которые жили неподалёку от его дома в городе Хелена (штат Монтана). Особое место среди них принадлежало многоопытному шаману племени, известному под именем Старый Том. Между шестилетним Роном и Старым Томом завязалась дружба, и Рону была оказана редкая честь: он стал кровным братом черноногих. От Старого Тома Рон рано научился ценить глубину духовного наследия прошлых лет.

Следующей важной вехой стал 1923 год, когда двенадцатилетний Л. Рон Хаббард приступил к изучению теории Фрейда под руководством коммандера Джозефа Ч. Томпсона — первого офицера ВМС США, который учился в Вене у самого Фрейда. Хотя Л. Рон Хаббард никогда не принимал психоанализ как таковой, знакомство с ним сыграло поворотную роль. Заслуга Фрейда, как позже писал Л. Рон Хаббард, состояла в том, что знаменитый австриец по крайней мере выдвинул мысль о том, что «в отношении человеческого разума можно что-то сделать».

Третьим ключевым этапом стала Азия, где Л. Рон Хаббард провёл около двух лет, путешествуя и приобретая знания. Он учился у последнего из потомственных магов, чьи предки служили при дворе хана Хубилая, и стал одним из немногих американцев, которые получили доступ в легендарные ламаистские монастыри Тибета. Но какими бы захватывающими ни казались эти приключения, в конечном счёте Л. Рон Хаббард признал, что не нашёл там действенных методов работы с разумом и духом, которые давали бы предсказуемые результаты.

Вид из домика Л. Рона Хаббарда, где в 1938 году был написан «Экскалибур»; Порт-Орчард, штат Вашингтон; снимок Л. Рона Хаббарда.
Вид из домика Л. Рона Хаббарда, где в 1938 году был написан «Экскалибур»; Порт-Орчард, штат Вашингтон; снимок Л. Рона Хаббарда.

Вернувшись в 1929 году в Соединённые Штаты, Л. Рон Хаббард поступил в Университет Джорджа Вашингтона, где изучал инженерное дело, математику и ядерную физику — все эти дисциплины хорошо послужили ему в последующих философских изысканиях. Л. Рон Хаббард, по сути, был первым, кто подошёл к исследованию человеческого духа со всей точностью научных методов Запада. Однако университет не давал ничего, кроме основной методологии. Позднее Л. Рон Хаббард отметил: «Было совершенно очевидно, что я имел дело с обществом и жил в обществе, в котором о разуме было известно меньше, чем в самом примитивном племени, с которым я когда-либо вступал в контакт. В то же время, осознав, что люди на Востоке не были способны проникнуть в тайны разума настолько глубоко и с такими предсказуемыми результатами, как мне казалось раньше, я понял, что мне придётся провести немало исследований».

Эти исследования заняли последующие двадцать лет, провели его ни много, ни мало через двадцать один народ и культуру, включая индейские племена на северо-западном побережье Тихого океана, тагалов на Филиппинах и, как он часто шутил, народность, населяющую Бронкс (район Нью-Йорка). Его работа в тот период была направлена на решение двух принципиальных вопросов. Во-первых, начиная со своих экспериментов в университете, он разыскивал испокон веков вызывавшую у людей интерес жизненную силу, то есть источник человеческого сознания.Во-вторых (и этот вопрос был неразрывно связан с первым), Рон хотел вывести общий знаменатель жизни, поскольку, как он считал, только определив его, можно найти то, что истинно и действенно в отношении состояния человека.

Рукопись Л. Рона Хаббарда «Экскалибур», где он описал единственную движущую силу, которая определяет всё человеческое поведение, — «Выживай!».
Рукопись Л. Рона Хаббарда «Экскалибур», где он описал единственную движущую силу, которая определяет всё человеческое поведение, — «Выживай!».

Первые итоги этих исследований были подведены в 1938 году в неопубликованной рукописи «Экскалибур» (Excalibur). В этой работе выдвигалось предположение о том, что жизнь далеко не сводится к беспорядочной цепи химических реакций и что в основе всего человеческого поведения лежит определённый движущий импульс. Этим импульсом он объявил выживание: единственную всеохватывающую силу, общую для всех людей. Мысль о том, что человек занят выживанием, была не новой. Новым было признание выживания единственным общим знаменателем существования, и это явилось ориентиром для всех последующих исследований.

РОЖДЕНИЕ  ДИАНЕТИКИ

Вторая мировая война прервала исследования и в то же время дала им новый толчок. Прервала — поскольку Л. Рон Хаббард служил командиром противолодочных кораблей в Атлантическом и Тихом океанах; подтолкнула — тем, что ничто не могло доказать необходимость работающей философии совершенствования человека с большей убедительностью, чем ужасы войны. По лаконичному выражению Л. Рона Хаббарда, «у человечества есть безумие под названием „война“». Более того, Л. Рон Хаббард одним из первых выразил озабоченность тем, к чему могло привести создание атомного оружия в отсутствие достаточно глубокого понимания поведения человека.

 

«Terra Incognita: разум», статья Л. Рона Хаббарда, первое опубликованное описание функций человеческого разума; «Журнал Клуба путешественников», зимне-весенний выпуск 1950 года.
«Terra Incognita: разум», статья Л. Рона Хаббарда, первое опубликованное описание функций человеческого разума; «Журнал Клуба путешественников», зимне-весенний выпуск 1950 года.

Кульминация работы на этом этапе наступила в 1945 году в военно-морском госпитале Оук-Нолл в г. Окленд, штат Калифорния, где Л. Рон Хаббард находился на излечении (он частично утратил зрение из-за повреждения глазных нервов и с трудом передвигался из-за ранений в бедро и спину). Он стал одним из пяти тысяч находившихся в госпитале раненых моряков и морских пехотинцев, а помимо них, там лечились несколько сот бывших заключённых японских лагерей для военнопленных. Заинтригованный тем, с каким необъяснимым упорством раненые не выздоравливали, несмотря на интенсивное медицинское лечение, Л. Рон Хаббард начал применять ранние разработки Дианетики. В общей сложности пятнадцать пациентов прошли процедуру, в которой он применял свои методы удаления умственного запрета на выздоровление. По предположению Л. Рона Хаббарда, такой запрет существовал и был причиной безрезультатности медицинского лечения. Сделанное им открытие, которое спасло жизнь пациентам, было прямо связано с основным вопросом философии: вопреки общепринятой в то время научной теории, оказалось, что состояние ума первично по отношению к физическому состоянию человека. Другими словами, наши взгляды, отношения и эмоции определяют в конечном счёте наше физическое состояние, а не наоборот. Или, как это лаконично выразил сам Л. Рон Хаббард: «Функция определяет структуру».

Разобравшись в этом, Л. Рон Хаббард по окончании войны приступил к практической проверке своих выводов. Его интенсивные исследования охватили представителей всех слоёв общества. Среди них были актёры театров-студий Голливуда, менеджеры близлежащих киностудий, жертвы несчастных случаев из госпиталя города Пасадены (штат Калифорния), душевнобольные преступники из психиатрической клиники в штате Джорджия. В общей сложности Л. Рон Хаббард лично поработал примерно с двумя сотнями людей, прежде чем подвёл итоги шестнадцати лет исследований в книге. Эта работа, озаглавленная «Дианетика: первоначальные тезисы», на самом деле не была передана в печать. Вместо этого Л. Рон Хаббард распространил рукопись среди друзей, чтобы они ознакомились с ней и высказали своё мнение. Её стали размножать на гектографе, и в конце концов она разошлась в сотнях экземпляров. Рукопись была принята с таким энтузиазмом, что Л. Рона Хаббарда попросили подготовить статью для более широкой публики. Статья появилась в зимне-весеннем выпуске «Журнала Клуба путешественников» за 1950 год под названием «Terra Incognita: разум». Сразу после этого Л. Рона Хаббарда буквально завалили просьбами предоставить более подробную информацию, и в конце концов он выпустил в свет полное руководство по Дианетике — книгу «Дианетика: современная наука о разуме».

 

Первое издание книги «Дианетика: современная наука о разуме», опубликованное 9 мая 1950 года.
Первое издание книги «Дианетика: современная наука о разуме», опубликованное 9 мая 1950 года.

Несомненно, публикация «Дианетики» стала вехой в истории человечества. Самый известный обозреватель тех лет, Уолтер Уинчелл, произнёс слова, ставшие пророческими: «В апреле мы увидим нечто новое под названием „Дианетика“ — новую науку, которая так же точна, как физика или химия, но действует в области человеческого разума. По всем признакам, это событие станет для человечества таким же революционным, как приручение огня пещерным человеком». Утверждение Уинчелла было смелым, но тем не менее точным, поскольку вместе с Дианетикой появилось первое точное объяснение мышления и поведения человека. Кроме того, Дианетика впервые предоставила средства разрешения проблем разума, в том числе устранения нежелательных ощущений, эмоций, нерациональности в поведении и психосоматических (то есть вызванных психикой) заболеваний.

В центре подобных проблем находилось то, что Л. Рон Хаббард назвал «реактивным умом» и определил следующим образом: «Часть разума, которая работает исключительно по принципу „раздражитель — ответ“. Реактивный ум неподвластен волевому контролю человека, он применяет силу, управляя сознанием человека, его целями, мыслями, телом и действиями». В реактивном уме хранятся инграммы. Л. Рон Хаббард определил их как умственные записи периодов физической боли и бессознательности. Ранее существовали намёки на то, что во время частичной или полной бессознательности в разуме фиксируются ощущения. Но каким образом инграмма воздействует на тело, влияет на поведение и мышление — об этом знание было получено впервые. Никто не имел ни малейшего представления о том, как совокупность инграмм, содержащихся в реактивном уме, выливается в страдания человека. Ведь именно эта часть разума, по словам Л. Рона Хаббарда, «заставляет человека отказываться от своих надежд, удерживает его в апатии, делает его нерешительным, когда необходимо действовать, и убивает человека прежде, чем он начинает жить». Словом, это источник всех неудач человека.

Если кому-то требуются доказательства истинности того, что Дианетика говорит об инграммах и реактивном уме, ему достаточно взглянуть на практические достижения Дианетики. Документировано великое множество случаев, поражающих воображение: маньяк-убийца вернулся к нормальному состоянию всего за несколько десятков часов; у скованного артритом сварщика за такое же время полностью восстановилась способность двигаться; профессор, у которого были серьезнёйшие проблемы со зрением, вновь обрёл зрение менее чем за неделю; доведённая истерией до инвалидности домохозяйка полностью выздоровела за одну четырёхчасовую сессию. Вместе с тем у Дианетики есть определённая конечная цель — состояние «Клир», при котором полностью стёрт реактивный ум и человек вновь обрёл присущие ему качества и способности, намного превышающие всё, что предсказывалось раньше.

 

С момента первой публикации «Дианетика» была переведена более чем на 50 языков и попала примерно в 600 списков бестселлеров.
С момента первой публикации «Дианетика» была переведена более чем на 50 языков и попала примерно в 600 списков бестселлеров.

Как и следовало ожидать, новости об открытиях Л. Рона Хаббарда стали распространяться, и отклик был массовым: более 50 000 экземпляров «Дианетики» были раскуплены, едва успев выйти из типографии, а книжные магазины едва могли удовлетворить спрос покупателей. Чем больше появлялось свидетельств эффективности Дианетики — а она предлагала методы, которые мог применять каждый, — тем более восторженными становились отзывы. «Дианетика берёт штурмом США», «Наиболее быстрорастущее движение в Америке» — таковы были заголовки газет летом 1950 года. Последователи Дианетики в разных городах Соединённых Штатов по собственной инициативе объединялись в группы, и к концу года таких групп насчитывалось около 150, а в шести городах были созданы дианетические центры для помощи Л. Рону Хаббарду в развитии новой области знания.

СТАНОВЛЕНИЕ РЕЛИГИИ

С первых дней выхода «Дианетики» развитие науки было непрерывным и систематическим и приносило по крайней мере столько же новых данных, сколько было получено до этого. В основе задач, которые Л. Рон Хаббард принялся решать в конце 1950 и начале 1951 годов, был ещё один ключевой философский вопрос. Если Дианетика — это чёткое и определённое объяснение работы человеческого разума, то что же этим разумом пользуется? Вернее, что такое сама жизнь? В одной из своих работ Л. Рон Хаббард объяснял: «Чем дальше продвигаешься в своих исследованиях, тем яснее осознаёшь, что с этим существом, называемым „хомо сапиенс“, связано слишком много неизвестного».

Последовавшее за этим исследование (опиравшееся на разработки двадцатилетней давности) имело исключительно важное значение. Вот ещё одно ключевое заявление Л. Рона Хаббарда на эту тему: «Я изучал основы жизни, материальной вселенной и человеческого поведения». И хотя многие до него «скитались по этим неизведанным землям», никто не оставил после себя ориентиров. Но всё же ранней весной 1952 года на лекции в городе Вичита, штат Канзас, ставшей исторической, он объявил о результате своего исследования — о Саентологии.

Прикладная религиозная философия, получившая название Саентология, изложена в сотнях книг и более чем 3000 лекций. Эти материалы представляют собой описание природы человека и его потенциальных возможностей, и даже если что-либо в них перекликается с различными древними текстами, само описание совершенно уникально. Вот некоторые основные положения Саентологии: человек является бессмертным духом; доступный ему жизненный опыт гораздо обширнее знаний, полученных в одной жизни; его способности не имеют границ, даже если сейчас они не реализованы. В этом отношении Саентология представляет собой то, что отвечает наиболее фундаментальному определению религии, — не систему верований, а средство духовного преобразования.

 

Занимающиеся в саентологической «академии» изучают методики одитинга — главной саентологической практики, изложенной в писаниях Л. Рона Хаббарда.
Занимающиеся в саентологической «академии» изучают методики одитинга — главной саентологической практики, изложенной в писаниях Л. Рона Хаббарда.

Результаты в Саентологии достигаются путём изучения работ Л. Рона Хаббарда и применения содержащихся в них принципов. Центральное место в саентологической практике занимает одитинг, который проводится одитором (от латинского слова audire — «слушать»). Одитинг не является какой-либо формой интуитивного прощупывания сознания и по своей сути не имеет ничего общего с психологией и психотерапией. Одитор не даёт оценок и никак не подсказывает человеку, что ему следует думать, поскольку одитинг — это не то, что «делают человеку», и польза от него может быть получена только благодаря активному участию самого человека и полноценному общению. Одитинг основан на принципе, который гласит, что, лишь предоставив человеку возможность самому найти истоки жизненных проблем, можно от этих проблем избавиться.

Для достижения этой цели одитор использует процессы (точно определённые наборы вопросов), чтобы помочь человеку рассмотреть неизвестные ему источники трудностей. Процедура основана на том факте, что если мы всесторонне рассмотрим и поймём истинный источник наших неприятностей, то неприятности исчезнут. Например, если кто-то страдает от болезненных последствий давно забытой травмы, то одитинг выступает именно тем средством, с помощью которого можно рассмотреть эту травму, понять её и устранить эти последствия. Поэтому одитинг можно считать процедурой, с помощью которой мы выявляем то, что не осознаётся нами без специального рассмотрения, но оказывает на нас вредное воздействие. По мере того как доселе неизвестная информация, содержащаяся в реактивном уме, открывается сознанию, человек всё больше и больше узнаёт о том, кто он есть, что с ним происходило и сколь далеко простираются его истинные способности.

Конечно, трудно описать субъективное ощущение происходящего, ведь одитинг по определению предполагает подъём к ранее неизведанным состояниям. Но в самых общих словах можно отметить, что Саентология не требует от человека изо всех сил стремиться к более этичному поведению, высокому уровню осознания, счастья и разумности. Вместо этого она даёт возможность достичь состояний, где всё это просто существует, где человек более этичен, свободен решать, что ему делать, способен и счастлив, поскольку всё, что этому мешало, устранено. Как сам Л. Рон Хаббард объяснил начинающим саентологам: «Мы от чистого сердца предлагаем вам драгоценный дар свободы и бессмертия — и это правда».

 

МОСТ К  ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ

Полный путь духовного продвижения в Саентологии детально описан в таблице, которая получила название «Мост». В ней представлены точные этапы одитинга и религиозного обучения, которые необходимо пройти для реализации присущих человеку потенциальных возможностей. Поскольку Мост построен по принципу постепенности, продвижение происходит упорядоченно и предсказуемо. Хотя в основе этого лежит древняя концепция (путь через пропасть незнания к более высокому плато), Мост — это совершенно новая система. Не какая-то произвольно установленная последовательность действий, а наиболее эффективное практическое средство возвращения себе того, что Л. Рон Хаббард описал как «наше бессмертное, неразрушимое „Я“, уходящее в бесконечность».

«Если в нашей цивилизации, которая сегодня еле ковыляет вперёд, не произойдут громадные перемены, человек не останется здесь надолго».
Л. Рон Хаббард

Изучение работ Л. Рона Хаббарда является важной частью саентологической практики. В них разъясняется духовная природа человека и основные принципы жизни. И хотя Саентология воплощает в себе путь к реализации высших духовных устремлений человека, она важна и для его повседневных нужд: в семье, на работе и в обществе. Этот факт является решающим для понимания философии Саентологии и раскрывает её подлинную сущность: Саентология не доктрина, а изучение человеческого духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, с жизнью и со вселенной, в которой мы живём. В этом плане труды Л. Рона Хаббарда охватывают всё. «Если в нашей цивилизации, которая сегодня еле ковыляет вперёд, не произойдут громадные перемены, человек не останется здесь надолго», — заявил он в середине 1960-х годов, указывая на политическую нестабильность, нравственное разложение общества, насилие, расизм, неграмотность и наркоманию как на признаки упадка. Решению этих проблем Л. Рон Хаббард посвятил большую часть своих последних лет. С начала 1970-х годов его жизнь можно рассматривать как непрерывный поиск решений, которые позволили бы вывести из кризиса культуру конца XX столетия.

Успех, которого Л. Рон Хаббард в конечном счёте достиг, подтверждается поистине феноменальным ростом Дианетики и Саентологии: в настоящее время более 8500 организаций в 165 странах применяют различные методы Дианетики и Саентологии. Этот успех подтверждает великое множество наград за его работу: благодарности и грамоты от округов, штатов, правительств и международных организаций могли бы составить целые тома. Этот успех подтверждают 200 миллионов экземпляров его работ, которые читают люди практически во всех странах на планете. За всю историю человечества не было ни одного философа, который пользовался бы такой популярностью. Его успех подтверждает всё, что говорится на этом сайте, и тот факт, что так много фундаментальных истин Саентологии стало частью нашей культуры. Но более всего этот успех подтверждает непрерывное воплощение в жизнь следующих слов Л. Рона Хаббарда:

«Цивилизация, в которой нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, где человек свободен подняться до больших высот, — таковы цели Саентологии».